Суть рассмотренного Верховным Судом РФ дела такова: Истец обратился к экспедитору с претензией о возмещении убытков, вызванных недостачей принятого экспедитором к перевозке груза. Суды отказали в удовлетворении иска, поскольку экспедитор не осуществлял перевозку и не отвечал за действия перевозчика. Верховный суд с таким подходом не согласился и иск удовлетворил, сославшись на то, что экспедитор несет ответственность за утрату груза, если он сам выбрал перевозчика.
При этом Верховный Суд РФ в определении от 29 июня 2020 г. N 307-ЭС19-27146 пришел к следующим выводам.
1.Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" в случаях фактического осуществления перевозки собственным транспортным средством или оформления своего транспортного документа на груз либо выражения иным образом намерения гарантировать сохранную доставку груза, в том числе приняв на себя ручательство за исполнение перевозки.
2.Признаками ручательства экспедитора за исполнение договора перевозки является определенное в договоре N 013-АТ содержание обязанностей экспедитора: выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой грузов заказчика, согласно заявкам заказчика, самостоятельное осуществление поиска перевозчика, заключение с перевозчиком договора на условиях по своему усмотрению, выбор транспортного средства (пункты 1.1, 1.2 договора).
3.Критерием ручательства экспедитора за исполнение перевозчиком заявки N 1 служит также указание в ней стоимости услуг, включающей ставку за перевозку, согласованную в приложении N 2 к договору N 013-АТ.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 29 июня 2020 г. N 307-ЭС19-27146 Резолютивная часть определения объявлена 22 июня 2020 г. Полный текст определения изготовлен 29 июня 2020 г. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А., судей Кирейковой Г.Г. и Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "C-" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2019 по делу N А21-2566/2018, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.10.2019 по тому же делу. В заседании приняли участие представители: акционерного общества "C-" (истца) – М/ Е.В. по доверенности от 07.02.2020 N 101/20, С/ П.А. по доверенности от 29.08.2019 N 991/19; общества с ограниченной ответственностью "Т-" (ответчика) – Б. А.Г. по доверенности от 05.02.2019; общества с ограниченной ответственностью "К-" (третьего лица) – Ф. Д.В. по доверенности от 04.02.2019 б/н. Заслушав и обсудив доклад судьи Ксенофонтовой Н.А., Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила: общество с ограниченной ответственностью "В." обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Т-" о взыскании с учетом последующего уточнения 5 313 260 рублей убытков от утраты груза. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "АЗ.", общество с ограниченной ответственностью "Ч. "К-" (далее - охранное предприятие), акционерное общество "C-" (далее - АО "С."). Определением Арбитражного суда Калининградской области от 13.03.2019 произведена замена истца на АО "С.". Решением Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019, в удовлетворении иска отказано. Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 17.10.2019 решение от 10.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 оставил без изменения. Суды признали общество "Т-" не несущим ответственности за утрату груза в связи с тем, что оно фактически перевозку не осуществляло и не выражало намерения на принятие на себя ответственности перевозчика, проявило достаточную степень заботливости и осмотрительности в организации перевозки и охраны груза. В кассационной жалобе АО "С.", ссылаясь на несоответствие судебных актов договору, нормам права о перевозке, транспортной экспедиции, обстоятельствам перевозки, просит их отменить и иск удовлетворить. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2020 кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. В судебном заседании представители АО "С." поддержали доводы кассационной жалобы. Представитель общества "Т-" просил об оставлении судебных актов без изменения как законных и обоснованных. Охранное предприятие в отзыве на кассационную жалобу ссылалось на непричастность к охране утраченного груза, в связи с таким же обоснованием представитель предприятия в судебном заседании просил оставить судебные акты без изменения. Жалоба рассмотрена в отсутствие извещенного общества "АЗ." на основании части 2 статьи 291.10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия считает, что судебные акты подлежат отмене. Как усматривается из материалов дела и установлено судами, АО "С." возместило убытки в связи с утратой части застрахованного груза, вследствие чего ему перешли права общества "В." (заказчика) из договора транспортной экспедиции от 05.10.2016 N 013-АТ (далее - договор N 013-АТ), заключенного с обществом "Т-" (экспедитором). Груз был утрачен при перевозке, осуществленной на основании заявки от 01.02.2017 N 1 (далее - заявка N 1), содержащей сведения о перевозчике, автомобиле, водителе, маршруте, стоимости перевозки, стоимости охраны, организация которой возложена на экспедитора. В процессе рассмотрения настоящего иска о взыскании стоимости утраченного груза спорным явился вопрос об ответственном за убытки лице. Суды сочли общество "Т-" не несущим ответственности за груз, установив, что оно надлежаще исполнило обязанности по организации перевозки и охраны груза, которые вменялись экспедитору в пределах спорной перевозки. Такие выводы судов не соответствуют нормам права о транспортной экспедиции, договору N 013-АТ и обстоятельствам его исполнения. Содержание прав и обязанностей экспедитора и их соотношение с правами и обязанностями перевозчика определяются в зависимости от условий договора (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"). Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" в случаях фактического осуществления перевозки собственным транспортным средством или оформления своего транспортного документа на груз либо выражения иным образом намерения гарантировать сохранную доставку груза, в том числе приняв на себя ручательство за исполнение перевозки. Признаками ручательства общества "Т-" за исполнение договора перевозки является определенное в договоре N 013-АТ содержание обязанностей экспедитора: выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой грузов заказчика, согласно заявкам заказчика, самостоятельное осуществление поиска перевозчика, заключение с перевозчиком договора на условиях по своему усмотрению, выбор транспортного средства (пункты 1.1, 1.2 договора). Общество "Т-" считает спорную перевозку имеющей особенности, при наличии которых стороны договорились о приоритете условий заявки (пункт 1.4 договора N 013-АТ), состоящие в оформлении заявки N 1 на бланке заказчика (общества "В.") и указании им же выбранного перевозчика, что отличает заявку N 1 от согласованной в приложении N 1 к договору формы заявки. Между тем заявка N 1 является двусторонней и по содержащимся в ней сведениям отвечает сформулированным в пунктах 1.1, 1.2 договора N 013-АТ условиям. Критерием ручательства экспедитора за исполнение перевозчиком заявки N 1 служит также указание в ней стоимости услуг, включающей ставку за перевозку, согласованную в приложении N 2 к договору N 013-АТ. Суды, учитывая, что в договоре N 013-АТ ответственность перед заказчиком установлена в виде возмещения экспедитором реального ущерба, причиненного по его вине (пункт 5.2), оценили действия общества "Т-" по организации перевозки груза и признали их надлежащими. АО "С.", возражая против вывода судов об отсутствии вины ответчика, ссылалось на ничтожность условия об ответственности за вину и обязанность экспедитора в силу закона отвечать за предпринимательский риск. Посвященная ответственности экспедитора статья 803 Гражданского кодекса Российской Федерации по вопросам об основаниях и размере ответственности отсылает к главе 25 Кодекса, допускающей волеизъявление сторон в отношении основания ответственности (статья 401 Кодекса). Принятие на себя обществом "Т-" функции по подбору перевозчика и охранной организации соответствует правомочиям экспедитора, оговоренным в статье 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако согласно этой норме влечет сохранение ответственности экспедитора перед клиентом. Вопреки выводам судов вина общества "Т-" в ненадлежащем исполнении условий договора N 013-АТ выражена в выборе лиц, допустивших утрату груза, что доказано истцом и не опровергнуто ответчиком. Общество "Т-" ссылается, что ответственность за утрату груза в силу Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, которой перевозка подчиняется, несет перевозчик (общество "АЗ."), и размер убытков должен определяться в соответствии с Конвенцией. Характер перевозки не имеет значения в рассматриваемом деле, поскольку к спорным правоотношениям подлежат применению нормы права о транспортной экспедиции и договор N 013-АТ, а размер убытков определен истцом исходя из объявленной в сопровождавших груз документах стоимости и не опровергнут ответчиком. Таким образом, обстоятельства для освобождения общества "Т-" от ответственности за утрату груза отсутствуют. Суды исследовали и установили обстоятельства дела, но неправильно применили к ним нормы права, поэтому судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска. Руководствуясь статьями 184, 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила: решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2019 по делу N А21-2566/2018, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.10.2019 по тому же делу отменить. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Т-" в пользу акционерного общества "C-" 5 313 260 (пять миллионов триста тринадцать тысяч двести шестьдесят) рублей убытков и 58 566 (пятьдесят восемь тысяч пятьсот шестьдесят шесть) рублей 30 копеек расходов по государственной пошлине. Поручить Арбитражному суду Калининградской области выдать исполнительный лист. Определение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке надзора в трехмесячный срок. Председательствующий судья Н.А.КСЕНОФОНТОВА Судья Г.Г.КИРЕЙКОВА Судья О.Ю.ШИЛОХВОСТ
|