ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ЮРИСТА ЛУСНИКОВА

Все публикации на странице приостановлены на неопределенный срок. Публикации Лусникова смотреть в Яндексе: «Дзен канал Михаил Афанасьевич Лусников» или - по ссылке: https://dzen.ru/id/6232a760311d4f15302dc8de
Текущее время: 28 мар 2024 13:29

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 09 авг 2022 20:16 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 29 июн 2005 10:43
Сообщения: 2197
Откуда: г. Уссурийск, Приморского края
Ниже приводится цитата:
«...Теперь карающий административный меч конкретное ведомство не может поднять самостоятельно, приходится звать прокуратуру на помощь, а та еще подумает — есть ли повод. «336-е нас всех подкосило», — говорит собеседник в одной из городских служб.
Речь идет о постановлении № 336, которое правительство выпустило 10 марта 2022 года»
https://fontanka-ru.turbopages.org/turb ... /71247677/
Судебная практика (определение Верховного Суда РФ от 14 июля 2022 г.№ 304-ЭС21-29618 по делу N А75-2719/2021) подтверждает ограничение права административных органов на предъявление ПРЕДПИСАНИЙ.
Вот что говорится в вышеуказанном определении Верховного Суда:
На крыше МКД разместили вышку сотовой связи. Это сделали на основании решения общего Собрания собственников, но с нарушением кворума.
Один из собственников, пропустив 6-мес. срок для обжалования решения общего собрания, пожаловался в надзорный орган, и тот, пренебрегая пропуском 6-месячного срока, выдал УПРАВЛЯЮЩЕЙ организации предписание, заставляющее демонтировать вышку сотовой связи.
Верховный же Суд РФ в названном определении указал, что наличие у административного органа полномочий на проведение проверки соблюдения управляющей организацией лицензионных требований не свидетельствует о наличии у административного органа права самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением установленных законом сроков.


Определение
Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ

от 14 июля 2022 г.
№ 304-ЭС21-29618
по делу N А75-2719/2021

Резолютивная часть определения объявлена 13 июля 2022 г.
Полный текст определения изготовлен 14 июля 2022 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Завьяловой Т.В.,
судей Антоновой М.К., Тютина Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Ч. д." на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.05.2021 по делу N А75-2719/2021, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2021 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.12.2021 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ч. д." к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным и отмене предписания от 24.02.2021 N 16-048/ЛК-2021,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: публичного акционерного общества "М. ТС.".
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Завьяловой Т.В., изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Ч. д." (далее - общество, ООО "Ч. д.") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о признании незаконным предписания Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - административный орган, служба) от 24.02.2021 N 16-048/ЛК-2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "М. ТС." (далее - ПАО "М.ТС").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.05.2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2021, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 21.12.2021 указанные судебные акты оставил без изменения.
ООО "Ч. д." обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, ставя вопрос об отмене принятых по делу судебных актов в связи с допущенными арбитражными судами существенными нарушениями норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2022 N 304-ЭС21-29618 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
ООО "Ч. д." обратилось с жалобой в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном положениями части 8 статьи 2916 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выражая несогласие с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2022.
Определением Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Судебной коллегии по экономическим спорам Подносовой И.Л. от 07.06.2022 определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2022 N 304-ЭС21-29618 отменено, кассационная жалоба общества вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 29111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 29114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Как следует из материалов дела и принятых по делу судебных актов, на основании поступившего обращения собственника помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Ханты-Мансийск, улица С., по вопросу законности размещения на крыше указанного дома антенн сотовой связи, административным органом в отношении ООО "Ч. д." проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проведенной проверки службой было установлено, что договор от 01.03.2020 N 01-03/А-С69, предусматривающий передачу третьему лицу во временное пользование за плату для размещения оборудования части общего имущества многоквартирного дома, заключен между ООО "Ч. д." и ПАО "М.ТС" на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 20.12.2019 N 01.
Из данного протокола следует, что по вопросу о предоставлении ПАО "М.ТС" права на установку и эксплуатацию оборудования, обеспечивающего прием и передачу сигналов связи, "за" проголосовали 52,5% от всех собственников помещений дома, что свидетельствует об отсутствии необходимого количества голосов для принятия соответствующего решения.
Данные обстоятельства послужили основанием для выдачи предписания от 24.02.2021 N 16-048/ЛК-2021, в соответствии с которым обществу указано на необходимость инициировать общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, на котором повторно рассмотреть вопрос по предоставлению общего имущества собственников помещений многоквартирного дома в пользование лицам, не являющимся собственниками помещений в многоквартирном доме, посредством передачи общего имущества в аренду, в том числе на установку и эксплуатацию оборудования, обеспечивающего прием и передачу сигналов связи, а в случае непринятия положительного решения собственниками помещений по указанному вопросу - расторгнуть договор от 01.03.2020 N 01-03/А-С69 "О передаче в пользование части общего имущества многоквартирного дома" с ПАО "М.ТС" и обязать его демонтировать с общедомового имущества многоквартирного дома установленное оборудование сотовой связи.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суды трех инстанций, сославшись на положения статей 44, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии у службы правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания и его соответствии требованиям действующего законодательства ввиду того, что решение о предоставлении ПАО "М.ТС" права на установку и эксплуатацию оборудования связи, то есть права пользования общим имуществом многоквартирного дома, было принято общим собранием собственников многоквартирного дома в отсутствие необходимого кворума.
Между тем при рассмотрении данного дела судами не было учтено следующее.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения, связанные с пользованием общим имуществом собственников помещений многоквартирных домов, регулируются жилищным законодательством.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 36 и пункта 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
При этом согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, предусмотренному пунктом 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ, принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что решение собственников многоквартирного дома о передаче ПАО "М.ТС" во временное пользование за плату общего имущества для размещения оборудования, оформленного протоколом внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома от 20.12.2019 N 01, было принято в отсутствие законодательно установленного кворума для разрешения данного вопроса.
Вместе с тем, главой 6 ЖК РФ установлены не только специальные правила о порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и принятия ими решений, а также основания и сроки оспаривания таких решений. При этом нормы главы 9.1 ГК РФ к решениям названных собраний применяются в части, не урегулированной специальными законами, или в части, конкретизирующей их положения.
Срок исковой давности для признания ничтожного собрания недействительным исчисляется по аналогии с правилами, установленными в пункте 5 статьи 181.4 ГК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен узнать о принятом решении (часть 6 статьи 46 ЖК РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме, инициировавший обращение с соответствующим заявлением (жалобой) в службу, не воспользовался установленным действующим законодательством порядком оспаривания решения собственников помещений многоквартирного дома, избрав административный порядок рассмотрения обращений о нарушении требований жилищного законодательства. Однако наличие у административного органа полномочий на проведение проверки соблюдения управляющей компанией лицензионных требований не свидетельствует о наличии у службы права самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением установленных законом сроков.
Отсутствие в ЖК РФ срока для обращения административного органа в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме не означает, что административный орган наделяется правом самостоятельно определять юридическую судьбу решений общих собраний собственников помещений без обращения в суд и (или) имеет не ограниченное сроком право оспаривать данные решения.
Указанная позиция закреплена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021) и ошибочно не была учтена судом кассационной инстанции при рассмотрении дела.
Наличие либо отсутствие последующего одобрения собственниками помещений ранее принятого решения о размещении оборудования, длительность договорных отношений с ПАО "М.ТС" не является ключевым моментом при оценке законности действий административного органа.
Служба была вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, руководствуясь при этом положениями части 6 статьи 20 и части 6 статьи 46 ЖК РФ, однако не воспользовалась данным правом.
С учетом изложенного, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации полагает, что состоявшиеся по делу решение арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене на основании части 1 статьи 29111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые при существенном нарушении норм материального права.
Требование общества с ограниченной ответственностью "Ч. д." подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 29111 - 29115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

определила:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.05.2021 по делу N А75-2719/2021, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2021 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.12.2021 по тому же делу отменить.
Требование общества с ограниченной ответственностью "Ч. д." удовлетворить.
Признать незаконным предписание Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24.02.2021 N 16-048/ЛК-2021.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 22


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
TopList Rating SALDO.ru