ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ЮРИСТА ЛУСНИКОВА

Все публикации на странице приостановлены на неопределенный срок. Публикации Лусникова смотреть в Яндексе: «Дзен канал Михаил Афанасьевич Лусников» или - по ссылке: https://dzen.ru/id/6232a760311d4f15302dc8de
Текущее время: 28 мар 2024 13:37

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 28 авг 2010 04:08 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 29 июн 2005 10:43
Сообщения: 2197
Откуда: г. Уссурийск, Приморского края
Администрация МО должна обосновывать установление коэффициента для арендной платы для отдельных земель по сравнению с более низкой платой, установленной для других земель.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от от 28 июня 2010 г. по делу N А21-12874/2009 пришел к следующим выводам.
Органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности или в ведении соответствующего муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.
Произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципам российского права.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2010 г. по делу N А21-12874/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Рудницкого Г.М. и Сергеевой И.В., при участии от ОАО "Калининградский вагоностроительный завод" Роменко А.В. (доверенность от 18.06.2010), от главы администрации городского округа "Город Калининград" Исаак Ю.М. (доверенность от 18.06.2010), рассмотрев 21.06.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.03.2010 по делу N А21-12874/2009 (судья Сычевская С.Н., Генина С.В., Гурьева И.Л.),
установил:
Открытое акционерное общество "Калининградский вагоностроительный завод" (далее - ОАО "Калининградский вагоностроительный завод") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к главе администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация) о признании недействующим с даты вступления в силу пункта 1.7 постановления главы города Калининграда - мэра города от 28.11.2007 N 2725 "Об установлении коэффициентов, определяемых по виду разрешенного использования земельных участков, - ставки арендной платы за землю в г. Калининграде на 2008 год" в части установления коэффициентов, определяемых по виду разрешенного использования земельных участков, занятых объектами пищевого производства и земельных участков, занятых объектами производственной, строительной, транспортной деятельности.
Решением суда от 09.03.2010 заявленные требования удовлетворены частично.
Пункт 1.7 постановления главы города Калининграда - мэра города от 28.11.2007 N 2725 в части установления коэффициента, определяемого по виду разрешенного использования земельных участков, занятых объектами производственной, строительной, транспортной деятельности, в размере 1,6% признан несоответствующим Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и недействующим в названной части.
В кассационной жалобе глава администрации городского округа "Город Калининград" просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Податель жалобы ссылается на то, что порядок установления спорного коэффициента аналогичен порядку установления ставок земельного налога и не противоречит действующему законодательству; дело, возбужденное Калининградским Управлением Федеральной антимонопольной службы России по признакам нарушения администрацией округа части 1 статьи 15 и статей 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при принятии оспариваемого постановления от 28.11.2007 N 2725, прекращено в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства; установление спорного коэффициента нельзя признать экономически необоснованным, был проведен макроэкономический анализ, предварительный расчет коэффициентов, произведена выборка земельных участков, расположенных в разных районах города по видам разрешенного использования, сделан анализ начисления арендной платы за землю на 2008 год с применением различных коэффициентов, определяемых по виду разрешенного использования земельных участков.
По мнению подателя жалобы, суд необоснованно сослался на пункт 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку территория муниципального образования городского округа относится к категории земель населенных пунктов, такой категории как земли промышленности на территории городского округа не существует.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Калининградский вагоностроительный завод" просит оставить решение без изменения.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель Администрации подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ОАО "Калининградский вагоностроительный завод" обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
ОАО "Калининградский вагоностроительный завод" на основании договора от 19.01.1999 N 002193 с мэрией г. Калининграда арендует земельные участки в Октябрьском районе г. Калининграда под существующие здания и сооружения, складские помещения, эстакаду и очистные сооружения завода на срок до 23.10.2047.
Пунктом 4.4 договора установлены ставки арендной платы: 5,38 руб. за 1 кв.м в год на 1998 год. Пунктом 4.5 договора предусмотрено изменение арендной платы арендодателем в связи с принятием нормативных документов.
01.01.2008 вступил в силу новый порядок определения размера арендной платы за землю, утвержденный решением окружного совета депутатов города Калининграда от 28.11.2007 N 376 "Об утверждении Положения "О порядке определения размера арендной платы за землю, условий и сроков ее внесения в городе Калининграде". Согласно пункту 1.6 указанного Положения размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента, определяемого по виду разрешенного использования земельного участка.
Постановлением Правительства Калининградской области от 28.11.2008 N 769 "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Калининградской области" утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков.
Постановлением главы города Калининграда - мэра города от 28.11.2007 N 2725 "Об установлении коэффициентов, определяемых по виду разрешенного использования земельных участков, - ставки арендной платы за землю в г. Калининграде на 2008 год" утверждены коэффициенты, установленные по виду разрешенного использования земельных участков. Пунктом 1.7 постановления определен коэффициент для земельных участков, занятых объектами производственной, строительной, транспортной деятельности, - 1,6%.
Полагая, что пункт 1.7 упомянутого постановления не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд.
Кассационная инстанция полагает, что суд первой инстанции при признании оспариваемого пункта постановления недействующим обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно принципу платности использования земли, закрепленному Земельным кодексом Российской Федерации, любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Формами платы за землю в зависимости от категории землепользователей, оснований владения и пользования землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Плату в форме земельного налога вносят собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, с которых в соответствии со статьей 65 упомянутого Кодекса взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти и местного самоуправления - арендодатели государственных и муниципальных земель - могут устанавливать размеры ставок арендной платы и определять случаи их применения.
В то же время имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (статья 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается в том числе на признании равенства участников регулируемых им отношений.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности или в ведении соответствующего муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.
Произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципам российского права.
В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Таким образом, бремя доказывания обоснованности размера арендной платы, устанавливаемой органами государственной власти или местного самоуправления, возложено на эти же органы.
Суд первой инстанции, дав надлежащую правовую оценку доводам заявителя и органа, издавшего оспариваемый нормативный акт, обоснованно признал постановление в оспариваемой части не соответствующим Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "О защите конкуренции" и Земельному кодексу Российской Федерации, поскольку Администрация не обосновала законность установления для земель, занятых объектами производственной, строительной, транспортной деятельности, ставки, значительно превышающей ставку, установленную для иных земель и в 4,5 раза превышающую ставку арендной платы, действовавшую в предыдущий год для этих же земельных участков.
Каких-либо данных о составлении соответствующих расчетов и проведении иной процедуры экономического обоснования размера базовых арендных ставок на 2008 год Администрация суду не представила.
Доводы подателя жалобы о проведении макроэкономического анализа и предварительного расчета коэффициентов материалами дела не подтверждаются. В деле имеется документ, названный предварительным расчетом коэффициентов. Однако в нем не содержится данных, позволяющих сделать вывод о проведении Администрацией какого-либо экономического обоснования установленных коэффициентов, а имеются лишь данные о трех различных размерах коэффициентов на 2008 год для одних и тех же арендаторов, классифицированных по видам деятельности. При этом в документе не имеется сведений о том, по каким критериям избирался тот или иной коэффициент. Иных доказательств, подтверждающих доводы подателя жалобы, в деле не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.03.2010 по делу N А21-12874/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу главы администрации городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.САПОТКИНА
Судьи
Г.М.РУДНИЦКИЙ
И.В.СЕРГЕЕВА


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 24


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
TopList Rating SALDO.ru