ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ЮРИСТА ЛУСНИКОВА

Все публикации на странице приостановлены на неопределенный срок. Публикации Лусникова смотреть в Яндексе: «Дзен канал Михаил Афанасьевич Лусников» или - по ссылке: https://dzen.ru/id/6232a760311d4f15302dc8de
Текущее время: 29 мар 2024 16:06

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 19 фев 2015 11:36 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 29 июн 2005 10:43
Сообщения: 2197
Откуда: г. Уссурийск, Приморского края
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 22 декабря 2014 г. по делу N А21-5847/2014 посчитал, что, несмотря на заключенный между плательщиком экологических платежей и МУП "Чистота" договор на вывоз твердых бытовых отходов, который предусматривает обязанность заказчика самостоятельно рассчитывать и вносить плату за размещение отходов, собственник отходов не должен вносить такие платежи.
Правда, основанием для такого вывода Тринадцатого арбитражного апелляционного суда послужило вступившее в законную силу решение арбитражного суда по другому делу, которым признаны незаконными действия Росприроднадзора по отказу в принятии к начислению корректирующих расчетов (в части нулевых расчетов платы за размещение отходов), в которых снимается плата за размещение отходов производства и потребления за периоды 2010 - 2012 годов.

Тринадцатый арбитражный суд в указанном постановлении от 22.12.2014 свой вывод о необходимости возврата уплаченных экологических платежей обосновал следующими доводами.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, тогда как из материалов настоящего дела не следует, что заявитель в спорный период занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2014 г. по делу N А21-5847/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего ПолубехинойН.С.
судей Кашиной Т.А., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Загайнов С.А. (доверенность от 27.05.2014 г.)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25549/2014) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.09.2014 по делу N А21-5847/2014 (судья Иванов С.А.), принятое
по заявлению Центрального банка РФ (отделение по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области
о признаний незаконными действий и обязании совершить действия,
установил:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Калининградской области Северо-Западного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (далее - Росприроднадзор) по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за размещение отходов производства и потребления за отчетные периоды 2011 - 2012 года в сумме 404843,56 руб. и обязании совершить действия по возврату сумм излишне уплаченных платежей.
В обоснование заявления Центральный Банк указал, что вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А21-10161/2013 действия Росприроднадзора по отказу в принятии к начислению корректирующих расчетов (в части нулевых расчетов платы за размещение отходов), в которых снимается плата за размещение отходов производства и потребления в сумме 633 308,80 руб. за периоды 2010 - 2012 годы признаны незаконными, и Росприроднадзор обязан принять корректирующие расчеты (в части нулевых расчетов платы за размещение отходов), в которых снимается плата за размещение отходов производства и потребления в сумме 633 308,80 руб. за периоды 2010 - 2012 годы в течение 10 дней с даты принятия настоящего решения.
Возражая против удовлетворения заявления, ответчик в числе иных доводов заявил о применении срока исковой давности в части требования возврате платы за 1 - 2 кварталы 2011 г.
Решением от 04.09.2014 г. заявление Банка России удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с решением, Росприроднадзор обратился с апелляционной жалобой об его отмене. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В заседание суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо. извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, своего представителя не направило, дело рассмотрено в его отсутствие в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Представитель заявителя против удовлетворения жалобы возражал, считая решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Главным управлением Центрального банка по Калининградской области (приказом ОД-492 от 31.03.2014 управление преобразовано в Отделение по Калининградской области Северо-западного управления Центрального банка Российской Федерации) была внесена плата за отчетные периоды 2010 - 2012 годы за негативное воздействие на окружающую среду. В сумму платы вошли помимо платы за выбросы от стационарных объектов, от передвижных объектов, сбросов загрязняющих веществ, денежные средства, уплаченные за размещение отходов в размере 634 194,55 руб., в том числе за 2010 год - 228465,23 руб., за 2011 год - 198 524,46 руб. и за 2012 год - 207 204,86 руб.
Банк России посчитав, что ошибочно включил в состав платежей плату за размещение отходов, обратился к Росприроднадзору с письмом N 20-8/4070 от 10.07.2013 (вх. N 4173 от 10.07.2013) с требованием разнести в лицевые счета плательщика платы - Главного управления корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 - 2012 годы, представленные заявителем 13.03.13 письмом от 13.03.13 N 20-8/1514 (регистрационный номер Росприроднадзора 1516), представить акт сверки взаимных расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
13 февраля 2014 года, после оглашения резолютивной части решения Арбитражного суда по указанному делу, Банк России обратился в Росприроднадзор с целью возврата излишне уплаченных платежей за размещение отходов производства и потребления (письмо от 13.02.2014 исх. N 15-3-9/945).
Росприроднадзор письмом от 20 марта 2014 года исх. N 1497-п отказал Центральному Банку в удовлетворении заявленных требований, указав на обязанность заявителя осуществлять плату за размещение отходов производства и потребления, образованных в результате собственной хозяйственной деятельности, поскольку согласно условиям договора на оказание услуг по приему на полигон для размещения твердых отходов производства и потребления от 20.01.2009, заключенного между ним и МУП "Чистота", заявитель (заказчик) рассчитывает и вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением отходов самостоятельно.
Посчитав указанный отказ незаконным, Банк России обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления, установив, что у заявителя отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления в спорный период.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Постановлении N 5-П от 05.03.2013 Конституционный Суд Российской Федерации, анализируя правовую природу так называемых экологических платежей, пришел к выводам, что эти платежи являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия; они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-О, по смыслу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, тогда как из материалов настоящего дела не следует, что заявитель в спорный период занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что излишне перечисленные платежи за размещение отходов в составе платы за негативное воздействие на окружающую среду в спорный период подлежат возврату заявителю.
Кроме того, суд при разрешении спора правомерно руководствовался положениями п. 2 ст. 69 АПК РФ, указав, что решением Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2014 по делу А21-10161/2013 действия Росприроднадзора по отказу в принятии к начислению корректирующих расчетов (в части нулевых расчетов платы за размещение отходов), в которых снимается плата за размещение отходов производства и потребления в сумме 633 308,80 руб. за периоды 2010 - 2012 годы признаны незаконными, в связи с чем ответчик обязан совершить действия по возврату сумм излишне уплаченных платежей за размещение отходов производства и потребления за отчетные периоды, указанные в решении суда.
Суд также со ссылкой на п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ правомерно отклонил заявление ответчика о применении срока исковой давности за периоды 1 и 2 квартал 2011 года, поскольку заявитель об отказе в возврате уплаченных денежных средств за размещение отходов производства и потребления в сумме 633 308,80 руб. за периоды 2010-2012 ЦБ РФ узнал только 15 мая 2014 года, получив письмо Росприроднадзора 20 марта 2014 года исх. N 1497-п.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.09.2014 г. по делу N А21-5847/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
Судьи
Т.А.КАШИНА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 29


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
TopList Rating SALDO.ru