Чтобы относить на себестоимость затраты по аренде помещения до регистрации договора аренды, нужно в самом договоре указывать, что арендатор получил в пользование арендованное здание до государственной регистрации договора аренды.
Министерство финансов РФ письмо от 25.01.2013 № 03-03-06/2/6
О налогообложении
Вопрос: Банк-арендатор заключил договор аренды помещения для осуществления банковской деятельности на срок более одного года. В договоре отсутствует условие о том, что его действие распространено на период с момента передачи объекта арендатору. При этом фактически помещения переданы по акту приема-передачи и используются для осуществления банковских операций. На основании п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды считается заключенным только с момента госрегистрации. В какой момент банк должен учитывать в целях исчисления налога на прибыль расходы в виде арендных платежей: на дату заключения договора и передачи арендуемых помещений по акту приема-передачи; на дату подачи документов на госрегистрацию; на дату госрегистрации договора аренды? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее. В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные платежи за арендуемое имущество. Согласно п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Пунктом 1 ст. 252 НК РФ определено, что в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, расходы по не заключенным в установленном порядке договорам не могут быть учтены для целей налогообложения как не соответствующие условиям, установленным ст. 252 НК РФ. При этом следует отметить, что п. 2 ст. 425 ГК РФ установлено, что стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Следовательно, если условиями договора аренды определено, что арендатор получил в пользование арендованное здание до государственной регистрации договора аренды, то арендные платежи по такому договору могут учитываться для целей налогообложения с момента получения здания в пользование.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С. Разгулин
|