ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ЮРИСТА ЛУСНИКОВА

Все публикации на странице приостановлены на неопределенный срок. Публикации Лусникова смотреть в Яндексе: «Дзен канал Михаил Афанасьевич Лусников» или - по ссылке: https://dzen.ru/id/6232a760311d4f15302dc8de
Текущее время: 29 мар 2024 09:25

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 20 дек 2006 09:00 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 29 июн 2005 10:43
Сообщения: 2197
Откуда: г. Уссурийск, Приморского края
Формирование земельного участка – обязательное условие уплаты земельного налога и арендной платы.
Основой для такого вывода служит письмо Минфина от 17.05.2006 № 03-06-02-02/65 «О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГОМ ЗЕМЕЛЬ, ЗАНЯТЫХ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ»

Вот основные выводы этого письма:
1. «Собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома должны признаваться плательщиками земельного налога только в том случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет».
2. «При отсутствии кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не собственники помещений, а органы государственной власти или местного самоуправления обязаны принять меры по формированию земельных участков под многоквартирными домами и проведению их кадастрового учета».

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 мая 2006 года N 03-06-02-02/65

[О налогообложении земельным налогом земель,
занятых многоквартирными домами]

В связи с поступающими запросами о налогообложении земельным налогом в соответствии с главой 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) земель, занятых многоквартирными домами, Минфин России разъясняет.

На основании статьи 389 Налогового кодекса объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Статьей 388 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

При этом, согласно разъяснениям Минюста России (письмо от 21.04.2006 N 04/3201-ЕЗ), если права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их регистрации (пункт 2 статьи 8, статья 223 Гражданского кодекса Российской Федерации), то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации (например, пункт 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Также отмечаем, что Планом основных организационных мероприятий Минюста России на 2006 год предусмотрено издание акта Минюста России по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество, являющееся общим имуществом многоквартирного дома (в том числе на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом), запланирована подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219.

Налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (статья 390 Налогового кодекса).

При этом следует иметь в виду, что на основании статьи 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса).

Учитывая изложенное, в том случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка, а при их отсутствии - документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме (документы о государственной регистрации прав, правоустанавливающие документы, поименованные в пункте 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома. Притом налог должен исчисляться в порядке, предусмотренном статьей 392 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами.

В том случае, если информация о доле налогоплательщика в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме отсутствует как в налоговых органах, так и у налогоплательщиков, самостоятельно осуществляющих исчисление земельного налога, информацию для исчисления налога (авансовых платежей по налогу) о размере общего имущества в многоквартирном доме и доли каждого собственника в этом имуществе, следует запросить в органах БТИ и (или) в организации, осуществляющей управление многоквартирным домом в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса.

При этом с учетом положения пункта 1 статьи 37 Жилищного кодекса доля налогоплательщика в праве на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, определяется как доля общей площади жилого и (или) нежилого помещения, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, в общей площади всех помещений многоквартирного дома.

Исчисленная сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу) доводится до физических лиц - собственников жилых помещений в многоквартирном доме уведомлением, направляемым налоговыми органами.

При отсутствии кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти или органам местного самоуправления в целях обеспечения полноты поступлений платежей по земельному налогу в бюджеты муниципальных образований необходимо принять меры по формированию земельных участков под многоквартирными домами и проведению их кадастрового учета.

Прошу довести данную позицию Минфина России до территориальных налоговых органов.

Заместитель
министра финансов РФ
С.Д.Шаталов

http://lusnikov.com/index.phtml?fl=body ... 0615044603

Кроме того, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к выводу о том, что нет оснований для начисления неосновательного обогащения землепользователю, уклонившемуся от заключения договора аренды земельного участка, за период, когда земельный участок еще не был сформирован и его границы не были установлены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2006 года Дело N А26-7918/2005-14

[Суд отказал в удовлетворении требования о взыскании с ответчика неосновательного обогащения, так как спорный земельный участок не был ни обособлен, ни определен в натуре и представлял собой абстрактную долю земельного участка, на котором располагаются арендуемые помещения, он не мог быть объектом гражданских правоотношений, следовательно, до оформления арендных отношений единственной возможной формой платы за пользование земельным участком являлся земельный налог]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Рудницкого Г.М., судей: Грачевой И.Л., Кадулина А.В., при участии: от администрации г.Петрозаводска Скопец П.С. (доверенность от 10.01.2006); от ООО "Русь-Бизнес" Сайконен В.В. (доверенность от 18.09.2006), рассмотрев 19.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Петрозаводска на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.01.2006 по делу N А26-7918/2005-14 (судья Денисова И.Б.), установил:

Администрация города Петрозаводска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Русь-Бизнес" (далее - Общество) о взыскании 123992 руб. 70 коп., в том числе 99359 руб. 51 коп. неосновательного обогащения за фактическое пользование земельным участком за период с 15.07.2002 по 14.07.2005 и 24633 руб. 19 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 28.07.2002 по 14.07.2005.

До принятия судом решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 128148 руб. 35 коп., в том числе 103515 руб. 16 коп. неосновательного обогащения и 24633 руб. 19 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Определением от 10.11.2005 суд, в соответствии с положениями статьи 46 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве второго ответчика общество с ограниченной ответственностью "Русь-Бизнес плюс" (далее - ООО "Русь-Бизнес плюс").

Решением от 16.01.2006 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.

В кассационной жалобе Администрация просит отменить состоявшийся по делу судебный акт и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, при вынесении обжалуемого решения суд нарушил нормы материального права, так как Общество пользовалось земельным участком с нарушением принципов землепользования.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Администрации подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.

ООО "Русь-Бизнес плюс" о времени и месте рассмотрения жалобы извещено, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 20.07.2000 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Петрозаводска (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор N 230 аренды муниципального имущества города Петрозаводска. Согласно условиям договора арендатор принял за плату во временное пользование нежилое помещение площадью 134,3 кв.м, расположенное на 1 этаже и в подвале дома 13 по проспекту Ленина в городе Петрозаводске, для использования под продажу непродовольственных товаров. В соответствии с пунктом 3.2.4 договора арендатор обязан в месячный срок с момента заключения договора оформить в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Администрации договор аренды земельного участка, на котором располагаются арендуемые помещения.

Поскольку указанное требование арендатор не исполнил, а фактическое землепользование им осуществлялось, Администрация обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 указанного Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользующееся чужим имуществом без намерения его приобрести, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существующей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Плату в форме земельного налога вносят собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. Арендная плата взимается за земли, переданные в аренду. Нормативная цена земли устанавливается для совершения сделок с землей.

Статьей 607 ГК РФ предусмотрено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

Частью 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии с представленной в материалы дела выпиской из государственного земельного кадастра земельный участок под домом N 13 по проспекту Ленина в городе Петрозаводске сформирован 05.02.2004 с указанием кадастрового номера 10:01:01 01 21:032. Обществу указанный земельный участок площадью 3963 кв.м предоставлен постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 25.01.2005.

Поскольку спорный земельный участок не был ни обособлен, ни определен в натуре и представлял собой абстрактную долю земельного участка, на котором располагаются арендуемые помещения (пункт 3.2.4 договора от 20.07.2000), он не мог быть объектом гражданских правоотношений. Следовательно, до оформления арендных отношений единственной возможной формой платы за пользование земельным участком являлся земельный налог, на что правомерно указано судом. Поскольку, как усматривается из материалов дела, земельный налог за пользование земельным участком Обществом уплачен, суд правомерно отказал Администрации в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.01.2006 по делу N А26-7918/2005-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Петрозаводска - без удовлетворения.

Взыскать с администрации города Петрозаводска в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

Председательствующий
Г.М.Рудницкий

Судьи:
И.Л.Грачева
А.В.Кадулин

http://www.lusnikov.com/index.phtml?fl= ... 1220151256


Последний раз редактировалось Лусников 27 мар 2008 14:06, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Комментарии нормативных актов
СообщениеДобавлено: 24 дек 2006 01:28 
Доброе время суток!
Михаил Афонасьевич, а как это соотносится к частным домовлодениям, и отдельно стоящим зданиям...


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Комментарии нормативных актов
СообщениеДобавлено: 25 дек 2006 08:58 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 29 июн 2005 10:43
Сообщения: 2197
Откуда: г. Уссурийск, Приморского края
vtal писал(а):
Михаил Афfнасьевич, а как это соотносится к частным домовлfдениям, и отдельно стоящим зданиям...

Нужно подходить индивидуально к каждому конкретному случаю.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
TopList Rating SALDO.ru