Если рекламные акции проводятся среди известного перечня лиц, участвующих в акции, то расходы на проведение подобных рекламных акций не могут быть отнесены к рекламным.
Так считает Минфин РФ в письме от 08 октября 2008 года N 03-03-06/1/567.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 08 октября 2008 года N 03-03-06/1/567
О расходах на рекламу для целей исчисления налога на прибыль организаций
Вопрос: Организация проводит рекламные акции среди юридических лиц - торговых компаний, реализующих продукцию этой организации. По правилам акции при выполнении определенных условий, указанных в рекламных листовках, данные компании могут принять участие в акции и получить рекламный приз. Вправе ли организация отнести расходы на проведение указанной акции к рекламным расходам и учесть их при исчислении налога на прибыль?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел вопрос о расходах на рекламу для целей исчисления налога на прибыль организаций, поставленный в письме, и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По сообщению Федеральной антимонопольной службы (Письмо от 05.04.2007 N АЦ/4624) в данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.
Из информации, содержащейся в письме, следует, что рекламные акции проводятся среди юридических лиц - торговых точек, реализующих продукцию организации, т.е. перечень лиц, участвующих в акции, заранее известен.
Следовательно, расходы на проведение подобных акций не могут быть отнесены к рекламным.
Вместе с тем сообщаем, что гражданское законодательство рассматривает предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), которая для коммерческих организаций является основной целью их деятельности, а для некоммерческих организаций служит достижению целей, ради которых они созданы (ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П.
Заместитель директора Департамента
налоговой и таможенно-тарифной
политики
С.В.РАЗГУЛИН
|