«УТВЕРЖДАЮ» Генеральный директор ООО «Образец» __________________ Иванов И. И. (приказ об утверждении № _____ от 04.11.2016)
ПОЛОЖЕНИЕ о системе управления охраной труда в ООО «Образец»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 209 Трудового кодекса РФ, Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н и другими, действующими в сфере охраны труда, нормативными актами. Система управления охраной труда (далее – СУОТ) – часть общей системы управления, обеспечивающая управление рискам и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью ООО «Образец» (далее - Общество). Органы управления Общества образуют Систему управления охраной труда. Настоящее положение определяет порядок и структуру управления охраной труда в Обществе, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов. Объектом управления является охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. 2. Действие Положения распространяется на всей территории, во всех зданиях и сооружениях Общества. 3. Требования Положения обязательны для всех работников Общества
II. ПОЛИТИКА ОБЩЕСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
4. Политика Общества в области охраны труда (далее - Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией Общества о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств. 5. Политика по охране труда обеспечивает: а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности; б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда; в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками; г) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов; д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ; е) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия; ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда; з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики своей деятельности.
III. ЦЕЛИ ОБЩЕСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
6. Основные цели Системы управления охраной труда в Обществе: реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию; разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда; создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса; формирование безопасных условий труда; контроль над соблюдением требований охраны труда; обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе, создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда; предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющих трудовую деятельность в Обществе; охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Обществе, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, производственного процесса, организованного отдыха.
IV. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА МЕЖДУ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОБЩЕСТВА
7. Организационно система управления охраной труда в Обществе является трехуровневой. Управление охраной труда на первом уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет генеральный директор Общества. Управление охраной труда на втором уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет специалист по охране труда. Управление охраной труда на третьем уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет комиссия по охране труда. 8. Порядок организации работы по охране труда в Обществе определяется ее Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения. 9. Генеральный директор Общества в порядке, установленном законодательством: - осуществляет общее управление охраной труда Общества; - обеспечивает соблюдение действующего законодательства о труде, выполнение постановлений и распоряжений вышестоящих органов, нормативных (правовых) документов по вопросам охраны труда, предписаний органов государственного надзора и контроля, решений трудового коллектива, коллективного договора в части охраны труда. - организует работу по созданию и обеспечению условий работы в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом Общества; - обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда; - своевременно организует осмотры и ремонт зданий (помещений) Общества; - утверждает должностные обязанности по обеспечению охраны труда и инструкции по охране труда для рабочих и служащих Общества; - обеспечивает разработку и реализацию планов мероприятий по охране труда, целевых программ по охране труда; - принимает меры по внедрению предложений коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий работы; - выносит на обсуждение производственных совещаний и собраний трудового коллектива вопросы организации работы по охране труда; - отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по улучшению условий труда, а также принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков; - обеспечивает финансирование мероприятий по охране труда и осуществляет контроль над эффективностью их использования, организует обеспечение работников Общества спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями, а также лиц, проходящих производственную практику, при проведении общественно полезного и производительного труда и т.п.; - осуществляет поощрение работников Общества за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда; - осуществляет привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда; - проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников, лиц, проходящих производственную практику; - контролирует своевременное проведение диспансеризации работников; обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления, государственного надзора и технической инспекции труда; - сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом в государственную инспекцию труда, фонд социального страхования, прокуратуру, городскую администрацию, территориальный орган профсоюзов, Ростехнадзор и в другие государственные и муниципальные органы; - принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям; выполнение ежегодных соглашений по охране труда; - подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полугодие; утверждает по согласованию с профессиональным союзом инструкции по охране труда для работающих, лиц, проходящих производственную практику. 10. Служба охраны труда Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда генеральным директором Общества. Функции службы охраны труда в Обществе возлагаются на специалиста по охране труда, который подчиняется непосредственно генеральному директору Общества. Специалист по охране труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с комиссией по охране труда. Специалист по охране труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами Общества. Основными задачами специалиста по охране труда являются: - организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда; - контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов Общества; - организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда; - обеспечение работы кабинета охраны труда, оснащение его необходимыми пособиями, средствами обучения и т.п.; - разработка и пересмотр устаревших инструкций по охране труда; - контроль в предусмотренных случаях проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников; - контроль за выдачей работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнениями или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, спецодежды, спецобуви и других необходимых средств индивидуальной защиты; - контроль за своевременным обеспечением работающих смывающими средствами в соответствии с установленными нормами; - контроль за своевременным проведением специальной оценки условий труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий труда, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями; - изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда. Для выполнения поставленных задач на специалиста по охране труда возлагаются следующие функции: - учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами; - оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений; - организация, методическое руководство специальной оценкой условий труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением; - проведение проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда; - разработка программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий; - участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда; - оказание помощи генеральному директору Общества в составлении списков должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда; - участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев; - оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками; - участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями; - составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России; - разработка программ обучения по охране труда работников Общества; - проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу, командированными, проходящими производственную практику; - контроль за обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты; - организация своевременного обучения по охране труда работников Общества, в том числе его генерального директора, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда; - обеспечение должностных лиц, структурных подразделений Общества локальными нормативными правовыми актами Общества, наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда; - организация совещаний по охране труда; - доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда в Обществе; - контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда; - контроль за своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов; - контроль за организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты; - контроль за правильным расходованием средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда; - контроль за использованием труда женщин и лиц моложе18 лет в соответствии с законодательством Российской Федерации; - рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений директору Общества по устранению выявленных недостатков. Специалист по охране труда: - организует проведение вводного инструктажа по охране труда с вновь поступающими на работу лицами, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками Общества; - планирует в установленном порядке периодическое обучение работников Общества по вопросам обеспечения охраны труда на краткосрочных курсах и семинарах; - принимает меры совместно с профессиональным союзом по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой; - принимает меры совместно с медицинскими работниками по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы; - обеспечивает нагрузку работающих с учетом их психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха; - запрещает проведение работ при наличии опасных условий для здоровья лиц, задействованных в трудовой деятельности; - обеспечивает оплату больничных листов нетрудоспособности и доплату лицам, работающим в неблагоприятных условиях труда; - несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда в Обществе. 11. Комиссия по охране труда Комиссия по охране труда (далее - Комиссия) является составной частью Системы управления охраной труда Общества. Комиссия организуется приказом генерального директора Общества. Работа Комиссии строится на принципах социального партнерства. Комиссия взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля. Комиссия в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, иными локальными нормативными правовыми актами Общества. Задачами Комиссии являются: - разработка на основе предложений членов Комиссии программы совместных действий директора Общества, профессионального союза по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний; - организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; - информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты. Функциями Комиссии являются: - рассмотрение предложений работодателя, работников, профессионального союза для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников; - участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в Обществе, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений; - информирование работников Общества о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний; - доведение до сведения работников Общества результатов специальной оценки условий труда и сертификации работ по охране труда; - содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве; - участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в Обществе, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников; - рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю, профсоюзному выборному органу.
V. ПРОЦЕДУРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
12. С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда генеральный директор Общества своим приказом устанавливает: а) требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию; б) перечень профессий (должностей) работников, проходящих стажировку по охране труда, с указанием ее продолжительности по каждой профессии (должности); в) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в области охраны труда; г) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда у работодателя; д) перечень профессий (должностей) работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте; е) работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях работодателя, за проведение стажировки по охране труда; ж) вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда; з) состав комиссии Общества по проверке знаний требований охраны труда; и) регламент работы комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда; к) перечень вопросов по охране труда, по которым работники проходят проверку знаний в комиссии работодателя; л) порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве; м) порядок организации и проведения инструктажа по охране труда; н) порядок организации и проведения стажировки на рабочем месте и подготовки по охране труда; о) организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работодателя в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда. 13.При рассмотрении различных производственных опасностей генеральным директором Общества устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями. 14. С целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях генеральный директор Общества своим приказом устанавливает (определяет) формы такого информирования и порядок их осуществления. Такое информирование может осуществляться в форме: а) включения соответствующих положений в трудовой договор работника; б) ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте; в) размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах; г) проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров; д) изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов; е) использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; ж) размещения соответствующей информации в общедоступных местах.
VI. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР
15. С целью планирования мероприятий по реализации процедур генеральный директор Общества, исходя из специфики деятельности Общества, устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее - План). 16. В Плане отражаются: а) результаты проведенного комитетом (комиссией) по охране труда (при наличии) или специалистом по охране труда анализа состояния условий и охраны труда; б) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур; в) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур; г) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур; д) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления; е) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.
VII. КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ И МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР
17. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур генеральный директор Общества своим приказом устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий, обеспечивающих: а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению; б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур; в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.
VIII. ПЛАНИРОВАНИЕ УЛУЧШЕНИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ
18. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ генеральный директор Общества ежегодно на основании предложений специалиста в области охраны труда и комиссии по охране труда и с учетом результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов, утверждает план улучшения функционирования СУОТ.
IX. РЕАГИРОВАНИЕ НА АВАРИИ, НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
19. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости генеральный директор Общества устанавливает порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения. 20. При установлении порядка действий при возникновении аварии работодателем учитываются существующие и разрабатываемые планы реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать в случае аварии: а) защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии; б) возможность работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место; в) невозобновление работы в условиях аварии; г) предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной связи работодателя с ними; д) оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве и при необходимости вызов скорой медицинской помощи (или оказание первой помощи при наличии у работодателя здравпункта), выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне; е) подготовку работников для реализации мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным авариям. 21. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваниях генеральный директор Общества устанавливает порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных документов.
X. УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАМИ СУОТ
22. С целью организации управления документами СУОТ генеральный директор Общества устанавливает (определяет) формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения работодателя и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между структурными подразделениями работодателя, обеспечивающие функционирование СУОТ. 23. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяется контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая: а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ; б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях; в) записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников; г) результаты контроля функционирования СУОТ.
XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
24. При изменении действующего законодательства настоящее Положение подлежит пересмотру. 25. Во всем остальном, не предусмотренном настоящим Положение должностные лица Общества обязаны руководствоваться действующим законодательством в сфере охраны труда и Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н. 26. С настоящим Положением должны быть ознакомлены все работники Общества.
|