ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ЮРИСТА ЛУСНИКОВА

Все публикации на странице приостановлены на неопределенный срок. Публикации Лусникова смотреть в Яндексе: «Дзен канал Михаил Афанасьевич Лусников» или - по ссылке: https://dzen.ru/id/6232a760311d4f15302dc8de
Текущее время: 10 окт 2024 04:33

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 08 май 2023 14:30 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 29 июн 2005 10:43
Сообщения: 2221
Откуда: г. Уссурийск, Приморского края
Суть рассмотренного Верховным Судом РФ дела такова.

Собственники помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) на общем собрании в соответствии с Жилищным кодексом РФ приняли решение о едином для всех собственников договоре по вывозу твёрдых бытовых отходов (далее - ТБО) и заказали общий для всего дома контейнер по складированию и вывозу ТБО, исходя из расчётов объёма вывозимых ТБО для всего дома.
Но при этом не учли, что один из собственников нежилого помещения (далее - единоличник) заключил в соответствии с постановлением Правительства РФ свой отдельный договор на вывоз своих ТБО.
Узнав об этом, остальные собственники, считающие, что они по своему договору платят и за единоличника тоже, в лице своего ТСЖ предъявили административный иск о признании недействительным постановления Правительства РФ, утвердившего Правила, по которым собственникам нежилых помещений разрешено напрямую заключать договоры на вывоз своих ТБО.
ВС РФ своим решением от 14.03.2023 N АКПИ23-25 в иске отказал, указав, что собственники нежилых помещений вправе заключать отдельный договор на вывоз своих ТБО как напрямую, так и через управляющую организацию или через ТСЖ МКД.


Решение Верховного Суда РФ от 14 марта 2023 г. N АКПИ23-25
 
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C., Кузьмичева С.И.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников недвижимости "КОНЕВА 16" о признании недействующим абзаца третьего пункта 148 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, ст. 3168 и "Российской газете" 1 июня 2011 г., N 116.
Согласно абзацу третьему пункта 148 1 находящемуся в разделе XV 1 "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами" Правил, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее также - ТКО) заключает договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Абзац третий пункта 148 1 Правил действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 г. N 1094, опубликованного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 сентября 2018 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 1 октября 2018 г., N 40, ст. 6122.
Товарищество собственников недвижимости "КОНЕВА 16" (далее также - ТСН "КОНЕВА 16") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца третьего пункта 148 1 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит пункту 4 4 части 2 статьи 44, пункту 1 части 1 статьи 157 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушает право на самостоятельное решение вопросов по совместному управлению имуществом, поскольку безальтернативно предписывает собственникам нежилых помещений непосредственное заключение договоров по обращению с ТКО, в то время как решение указанного вопроса отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как указывает административный истец, ТСН "КОНЕВА 16" для всех собственников помещений многоквартирного дома оборудовано единое место накопления и складирования ТКО, приобретён бункер за счёт взносов собственников. В целях совместного владения и пользования домом ТСН "КОНЕВА 16" приняло на себя обязательства складировать, вести учёт и оплату совокупного объёма отходов, накапливаемых жильцами дома, то есть реализовывать права и обязанности потребителя услуги по обращению с ТКО. Учёт объёма ТКО осуществляется по объёму бункера, установленного на территории жилого дома, и в полном объёме оплачивается региональному оператору по обращению с ТКО. Однако решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2022 г. был удовлетворён иск регионального оператора по обращению с ТКО к одному из собственников нежилых помещений в доме (Конева, 16) о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО, которая ранее уже была оплачена с расчётного счёта ТСН "КОНЕВА 16" в пользу регионального оператора по обращению с ТКО. Оспариваемое положение истолковано таким образом, что ТСН "КОНЕВА 16" не имеет права производить учёт и оплату совокупного объёма ТКО многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, поскольку собственник нежилого помещения (ООО "Про-Миниралз Инжиниринг") обязан был заключить договор по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО. При этом собственники не обращались к региональному оператору по обращению с ТКО в целях заключения отдельных договоров, не оспаривали право ТСН "КОНЕВА 16" на учёт объёма ТКО и расчёты от их имени с региональным оператором по обращению с ТКО, добросовестно вносят плату для последующего её перечисления региональному оператору по обращению с ТКО, решение о заключении договоров непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО не принималось.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указало, что Правила изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Представитель административного истца Р-н В.В. в судебное заседание, о котором извещён надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Правительства Российской Федерации Н-я Н.А. возражала против удовлетворения административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Кириллова B.C., обсудив доводы административного истца товарищества собственников недвижимости "КОНЕВА 16", выслушав возражения представителя Правительства Российской Федерации Н-й Н.А., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Р-а И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Согласно статье 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издаёт постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Частью четвёртой статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 128-ФЗ "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации") Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров.
В редакции закона, действовавшей до 24 апреля 2020 г., аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации предусматривались частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, Правила утверждены во исполнение полномочия, возложенного на Правительство Российской Федерации Жилищным кодексом Российской Федерации, по вопросу, не получившему содержательной регламентации в этом кодексе, и именно на основании такого уполномочия Правительство Российской Федерации непосредственно осуществило правовое регулирование соответствующих жилищных отношений. Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюдён и не оспаривается административным истцом.
Вопреки доводам административного истца абзац третий пункта 148 1 Правил соответствует действующему законодательству, в том числе пункту 4 4 части 2 статьи 44, пункту 1 части 1 статьи 157 2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Взаимосвязанные положения пункта 1 части 1 статьи 157 2 и пункта 4 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются региональным операторам по обращению с ТКО в соответствии с заключёнными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором на оказание услуг по обращению с ТКО при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении такого договора.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации собственник жилого помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, при этом в состав платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению собственником помещения в многоквартирном доме, входит в том числе плата за обращение с твёрдыми коммунальными отходами (часть 1 и пункт 5 части 2 статьи 153, пункт 3 части 2 и часть 4 статьи 154).
Потребителю предоставляется в том числе коммунальная услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах (подпункт "ж" пункта 4 Правил). Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами регламентирован в разделе XV 1 Правил.
Из содержания оспариваемого абзаца третьего пункта 148 1 Правил, касающегося определения условий предоставления коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, следует, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме заключает договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, при этом указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Таким образом, оспариваемая административным истцом норма имеет отсылочный характер к гражданскому законодательству и законодательству в области обращения с отходами производства и потребления.
В соответствии с абзацем двадцать первым статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твёрдые коммунальные отходы представляют собой отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Статьёй 4 указанного закона закреплено, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 24 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1); накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственниками твёрдых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления в соответствии с типовым договором, утверждённым Правительством Российской Федерации (пункты 1, 4 и 5 статьи 24 7).
В пункте 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее также - Правила N 1156).
Согласно пункту 2 поименованных правил потребителем является собственник твёрдых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 5 Правил N 1156 определено, что договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I 1 этих правил.
Подпунктом "в" пункта 8 1 Правил N 1156 предусмотрено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном разделом I 1 названных правил, в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Из анализа вышеприведенных законоположений в их системном единстве следует, что абзац третий пункта 148 1 Правил не исключает возможность заключения собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме договоров на оказание услуг по обращению с ТКО через уполномоченных ими лиц, в частности товарищества собственников недвижимости, а следовательно, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемая норма Правил не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административного истца в упоминаемом им аспекте, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления товарищества собственников недвижимости "КОНЕВА 16" о признании недействующим абзаца третьего пункта 148 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
TopList Rating SALDO.ru