ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ЮРИСТА ЛУСНИКОВА

Все публикации на странице приостановлены на неопределенный срок. Публикации Лусникова смотреть в Яндексе: «Дзен канал Михаил Афанасьевич Лусников» или - по ссылке: https://dzen.ru/id/6232a760311d4f15302dc8de
Текущее время: 14 ноя 2024 14:57

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 27 июн 2023 10:29 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 29 июн 2005 10:43
Сообщения: 2225
Откуда: г. Уссурийск, Приморского края
Верховный Суд РФ в определении от 19 июня 2023 г. N305-ЭС22-25851 отметил незаконность фактического управления таксистами со стороны коммерческого посредника, осуществлявшего функции диспетчерской службы легкового такси.
Этот коммерческий посредник без всякой ответственности за свое управление привлекал к перевозке таксистов, не имеющих на это соответствующего разрешения, фактически ОРГАНИЗУЯ перевозку пассажиров легковыми такси, то есть незаконно управлял перевозкой.
В результате такого незаконного управления потребители оказывались незащищенными.

Потребитель не защищен всегда, если он не только отгорожен от производителя коммерческим посредником, но еще и посредником, КОМАНДУЮЩИМ производителем.
Вдвойне потребитель не защищен, если еще и сам командующий производителем посредник скрывает от потребителя свои персональные данные под вывеской контор-однодневок «Рога и копыта».

Командовать в экономике должно производство, а не посредники (было бы лучше, если бы не предприятия подчинялись коммерческими банкам, а банки были бы слугами производства).

Только в том случае, если управлять экономикой и определять условия своей деятельности будут сами производственники (непосредственные производители товаров, работ и услуг), к которым потребители без всяких ограничений смогут предъявлять свои претензии, только тогда потребители будут по настоящему защищены.

Из-за засилия коммерческого посредничества в России никак не может развиться отечественное производство.
Например, в США сначала развили мощное ковбойское, фордовское и кольтовское (оружейное) производство.
А уж потом стало мощно развиваться посредничество.
Мы же додумались скопировать лишь последнюю стадию.

Кроме того, при признании управления незаконным очень сложно взыскать с такого управленца убытки.
Подтверждением тому служит многочисленная судебная практика:

https://ppt-ru.turbopages.org/ppt.ru/s/news/139150

Ниже приводится полный текст вышеуказанного определения Верховного Суда РФ.


Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ
от 19 июня 2023 г.
N 305-ЭС22-25851
по делу N А40-263181/2021

Резолютивная часть определения объявлена 14 июня 2023 г.
Полный текст определения изготовлен 19 июня 2023 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Павловой Н.В.,
судей Антоновой М.К., Прониной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2022 по делу N А40-263181/2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда 11.05.2022 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.09.2022 по тому же делу по исковому заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края о признании деятельности общества с ограниченной ответственностью "Сити Мобил" по оказанию информационных услуг о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и по передаче информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края, незаконной и создающей опасность причинения вреда в будущем; о запрете обществу с ограниченной ответственностью "Сити Мобил" на территории Краснодарского края: 1) оказывать информационные услуги о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; 2) передавать информацию о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; 3) предоставлять доступ лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, к информационной системе сервиса "Сити Мобил" для получения информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.
В судебном заседании приняли участие:
- от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края - Б. Ш.А.
- от общества с ограниченной ответственностью "Сити Мобил" - Г. С.А., Ш. И.Г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Павловой Н.В., выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - заявитель, министерство) является органом исполнительной власти Краснодарского края, обеспечивающим проведение в соответствии с действующим законодательством государственной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, организации дорожного движения.
Сотрудниками Управления Министерства внутренних дел по городу Краснодару были выявлены факты, в соответствии с которыми посредством службы заказа такси "Сити Мобил" через мобильное приложение совершены заказы легкового такси.
При этом услуги такси фактически оказывались лицами, не имеющими соответствующего разрешения.
Кроме того, в министерство поступило обращение гражданина о подаче службой заказа такси "Сити Мобил" транспортного средства и водителя, который в соответствии с действующим законодательством не имел права на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа.
В ходе проверки указанных выше фактов министерство установило, что общество с ограниченной ответственностью "Сити Мобил" (г. Москва; далее - общество, ООО "Сити Мобил") является лицом, предоставляющим информационные услуги по заказам на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края (согласно данным официального сайта: https://city-mobil.ru сети "Интернет"): перед заказом ООО "Сити Мобил" предоставляет возможность потребителю ознакомиться с информацией об услуге; с помощью сервиса "Сити Мобил" потребитель заключает договор с исполнителем услуги по перевозке пассажиров.
ООО "Сити Мобил", как установлено судами, на возмездной основе осуществляется деятельность по предоставлению услуг перевозчикам - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и их работникам, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа.
При этом ООО "Сити Мобил" принимает заказы и передает их лицам, в том числе не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, посредством использования номеров телефонов, официального сайта и мобильного приложения заказа такси "Ситимобил: Заказ такси".
Таким образом, по мнению министерства, деятельность ООО "Сити Мобил", направленная на фактическую организацию перевозок пассажиров легковым такси без соответствующего разрешения, представляет опасность для неопределенного круга лиц, что, в свою очередь, послужило поводом для обращения в суд с заявлением по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда 11.05.2022 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.09.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит об отмене судебных актов арбитражных судов, принятых по настоящему делу.
В отзыве ООО "Сити Мобил" просит оставить принятые по настоящему делу судебные акты без изменения, жалобу министерства - без удовлетворения.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Павловой Н.В. от 19.04.2023 жалоба заявителя вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291. 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
При рассмотрении настоящего дела суды указали на то, что ООО "Сити Мобил" не является таксомоторной компанией или фрахтовщиком, не оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. На балансе общества отсутствуют транспортные средства, предназначенные для оказания данных услуг. Перевозчики самостоятельно принимают решение о принятии к исполнению того или иного заказа или наделяют своих водителей таким правом. Деятельность общества сводится к оперированию информационной площадкой (маркетплейсом), на которой размещается информация о текущем спросе и предложении на рынке услуг такси и иных транспортных услуг. В рамках своей хозяйственной деятельности ООО "Сити Мобил" за вознаграждение предоставляет перевозчикам информацию о спросе пассажиров на услуги по перевозке, а также предоставляет техническую возможность через мобильное приложение пассажирам сообщить о своем желании совершить поездку, а перевозчикам - о своем желании удовлетворить потребность пассажира
Между тем судами не учтено следующее.
Министерство, обращаясь в суд с заявлением по настоящему делу, указывало на общественную опасность деятельности, которую ведет ООО "Сити Мобил" в части передачи заказов такси перевозчикам, не имеющим соответствующих разрешений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 N 1011-О и от 27.06.2017 N 1288-О, пункт 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации направлен на защиту жизни и здоровья граждан, предотвращение причинения вреда имуществу физических и юридических лиц.
По мнению министерства, деятельность ООО "Сити Мобил", создающая опасность жизни и здоровью граждан, связана с перевозкой пассажиров легковым такси.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) перевозка легковым такси является одним из видов перевозки пассажиров и багажа.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона N 259-ФЗ договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа может быть заключен посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Порядок заключения такого договора устанавливается правилами перевозок пассажиров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1586 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила N 1586).
В силу пунктов 79, 80 Правил N 1586 перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени, или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.
При этом в Российской Федерации лицо, планирующее осуществлять указанную деятельность, должно соответствовать ряду критериев.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона N 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Аналогичная норма закреплена и в части 1 статьи 3 Закона Краснодарского края от 27.03.2007 N 1217-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае" (далее - Закон N 1217-КЗ).
В силу части 1.4 статьи 9 Закона N 69-ФЗ в соответствии с разрешением перевозчик имеет право на заключение договора фрахтования легкового такси только на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение.
Под разрешением понимается документ, подтверждающий право перевозчика на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (статья 1 Закона N 1217-КЗ).
В соответствии с частью 1.4 статьи 9 Закона N 69-ФЗ осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси по территориям иных субъектов Российской Федерации допускается только в случае, если пункт подачи легкового такси находится на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал разрешение, а пункт назначения находится за пределами территории данного субъекта Российской Федерации. На основании соглашений, заключенных между субъектами Российской Федерации, перевозчикам, имеющим соответствующие разрешения, выданные уполномоченным органом одного из таких субъектов Российской Федерации, предоставляется право заключения договоров фрахтования легковых такси и на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших указанные соглашения.
Таким образом, как следует из указанных выше положений действующего законодательства, разрешение является документом, необходимым для начала осуществления деятельности в качестве перевозчика пассажиров и багажа легковым такси, требование о необходимости его получения носит императивный характер.
В соответствии с частью 3 статьи 9 N 69-ФЗ разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.
Аналогичная норма также содержится в части 3 статьи 3 Закона N 1217-КЗ.
Частью 7 статьи 9 Закона N 69-ФЗ разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Согласно пункта 91 Правил N 1586 номер выданного фрахтовщику разрешения на осуществление деятельности по перевозке легковым такси, срок действия указанного разрешения, наименование органа, выдавшего указанное разрешение, размещается на передней панели легкового такси.
Следовательно, исходя из системного толкования указанных выше норм права, только лицо, получившее разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, имеет право осуществлять такую деятельность, используя транспортное средство, сведения о котором внесены в соответствующее разрешение, находящееся при осуществлении такой деятельности в транспортном средстве.
При этом в соответствии с частью 9 статьи 9 Закона N 69-ФЗ сведения, указанные в разрешении, являются открытыми для публичного доступа, реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа (в случае отсутствия у уполномоченного органа официального сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации) и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений (применительно к настоящему случаю - реестр размещается на официальном сайте министерства).
Указанные выше требования к перевозчикам направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, поскольку лицо, получившее разрешение на осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси, должно соответствовать определенным нормативам, касающимся безопасности (подпункт "б" пункта 3 части 16 статьи 9 Закона N 69-ФЗ), технического состояния транспортного средства (подпункт "в" пункта 3 части 16 статьи 9 Закона N 69-ФЗ), возможности идентификации (пункт 1 части 16 статьи 9 Закона N 69-ФЗ) и др.
В настоящем случае ООО "Сити Мобил", как установлено судами, является владельцем программы для электронных вычислительных машин и страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предоставляющих возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора.
В соответствии с преамбулой Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (владелец агрегатора) - организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Таким образом, учитывая установленные судами фактические обстоятельства и указанное выше нормативное регулирование, ООО "Сити Мобил" фактически осуществляет функции службы заказа легкового такси (диспетчерской службы) и предоставляет услуги потребителям: принимает заявки на перевозки, формирует из них базу данных и предоставляет посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" фрахтовщикам доступ к указанной базе данных. Информируя потребителей (фрахтователей) о возможности получить услугу и принимая соответствующие заявки, формируя базу указанных заявок, оповещая о поступлении заявок перевозчиков, ООО "Сити Мобил" фактически осуществляет деятельность по организации перевозки легковым такси для обратившихся потребителей, последние вступают в правовые отношения именно с обществом и воспринимают его как организатора перевозки.
Однако в ходе рассмотрения настоящего дела судами было установлено, что ООО "Сити Мобил", используя указанный выше алгоритм действий по вызову легкового такси и фактически являясь службой заказа легкого такси, передавало заказы перевозчикам, не обладающим разрешением на осуществление такой деятельности, то есть лицам, которые не прошли контроль уполномоченного органа и не представили документы, подтверждающие право на осуществление перевозок и пассажиров легковым такси. При этом ООО "Сити Мобил" позволяло таким лицам пользоваться услугами своего сервиса и предоставлять услуги потребителям, не проверяя при этом наличие соответствующего разрешения.
Следовательно, ООО "Сити Мобил", создавая условия для таких перевозок, тем самым участвовало в деятельности, создающей опасность для неопределенного круга потребителей, фактически позволяя любому лицу предоставить услугу по перевозке пассажиров и багажа без подтверждения соответствия критериям безопасности, установленным для легкового такси.
Такое поведение ООО "Сити Мобил" противоречит указанным выше нормам, регулирующим деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также положениям Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", поскольку услуги оказываются ненадлежащим образом без учета положений действующего законодательства.
Кроме того, действия ООО "Сити Мобил" противоречат пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом): доводы общества, в соответствии с которыми оно не является участником процесса перевозки на легковом такси, деятельность общества не попадает под указанное выше нормативное регулирование, опровергаются, исходя из системного толкования положений действующего законодательства и установленных судами фактических обстоятельств, а также свидетельствуют о намерении осуществлять обход закона с целью извлечения прибыли. Такое поведение коммерческого юридического лица не может быть признано добросовестным.
Иной подход приведет к ситуации, при которой лицо, выступающее в качестве службы заказа легкового такси, сможет без контроля передавать заказы любым лицам, выступающим в качестве перевозчиков в сервисах такого лица, то есть создаст угрозу жизни и здоровью пассажиров (потребителей), их имуществу.
Таким образом, у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований министерства в части признания незаконной деятельности ООО "Сити Мобил" по оказанию информационных услуг о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим соответствующих разрешений, а также по передаче информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений, на территории Краснодарского края.
Принимая во внимание изложенное, учитывая правовую позицию, сформулированную в настоящем определении, оспариваемые судебные акты арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене на основании части 1 статьи 291. 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые с существенными нарушениями норм материального права.

Руководствуясь статьями 176, 291. 11 - 291. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2022 по делу N А40-263181/2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2022 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.09.2022 по тому же делу отменить в части отказа в признании деятельности общества с ограниченной ответственностью "Сити Мобил" по оказанию информационных услуг о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и передаче информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края, незаконной.
В указанной части заявленные требования Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края удовлетворить.
Признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью "Сити Мобил" по оказанию информационных услуг о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и по передаче информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
TopList Rating SALDO.ru